Назад к программе
конференции
Человек потребляющий Мир финансов и цифры как новая повседневность: что перевешивает – риски или возможности?
ВидеоФотоСтенограммаО мероприятии
Секция организована при участии Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ; Школы маркетинговых исследований НИУ ВШЭ.
Прорыв России в число ведущих экономик мира требует масштабных инвестиций и массового платежеспособного спроса. Но вокруг - снижение реальных доходов населения, сокращение объемов сбережений, рост кредитного бремени у домохозяйств. Конечно, первостепенна работа и зарплата. Но важно и преодолеть недоверие граждан финансовым институтам, призванным сохранять и преумножать их накопления. И, тем более, не позволять изымать из экономики те средства, которые домохозяйства отдают в виде кабальных процентов за кредиты либо опрометчиво доверяют недобросовестным финансовым агентам.
Сегодня к «предсказуемой иррациональности» человека в сферах обмена и потребления добавился вызов цифровизации с ее новыми возможностями и новыми угрозами. И в дополнение к этому – пандемия COVID-19, вынудившая более масштабно прибегнуть к «цифре» и новичков, и скептиков. В рамках секции предполагается обсудить влияние информационных технологий на сферу потребления; поведение россиян в мире финансов и цифры; меры, позволяющие раскрыть возможности новых технологий и оградить россиян от генерируемых ими рисков.
В рамках секции состоится презентация первого выпуска ежегодника «Финансовое поведение населения. Мониторинг. 2019» - Москва, 2019 г. («ИСЭПН РАН»). Издание представит руководитель проекта А.В.Ярашева.
Вопросы для обсуждения
- Оптимизм и доверие или уныние и подозрительность: какие эмоции сегодня владеют россиянами и как они влияют на принятие экономических решений?
- Какие возможности и риски создает смещение каналов взаимодействия с потребителем финансовых услуг в Интернет-пространство?
- Что происходит с финансовой грамотностью россиян: открывает ли она дорогу к благосостоянию, дает ли защиту от недобросовестных финансовых практик?
- Человек «потребляющий деньги» или современные финансовые технологии формируют общество потребления?
- Ускоренное вхождение в мир «цифры» на фоне пандемии – благо или проблема? Какие открытия сделали россияне и какие уроки извлекли?
Спикеры
Александрова Ольга Аркадьевна
д.э.н., зам. директора ИСЭПН ФНИСЦ РАН по научной работе, профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ
Тема доклада: «Игнорирование финансового рынка либо финансовая кабала: как избежать крайностей в финансовом поведении россиян?»
Доклад
Аликперова Наталья Валерьевна
к.э.н., ведущий научный сотрудник лаборатории исследования проблем поведенческой экономики ИСЭПН ФНИСЦ РАН, доцент Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ
Тема доклада: «Финансовая грамотность в социальных сетях: магия цифры»
Доклад
Бурдастова Юлия Владимировна
к.э.н., выпускающий редактор Агентства Экономической Информации «ПРАЙМ»
Тема доклада: «Финансовая доступность в условиях экономической неопределенности»
Ивашиненко Нина Николаевна
д.э.н., к.социол.н., руководитель Научно-образовательного центра исследования социальных систем Национального университета «Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского», профессор кафедры «Социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования». Honorary Research Fellow School of Social and Political Sciences University of Glasgow
Тема доклада: «Мониторинг удовлетворенности населения работой финансовых сервисов в Интернете (совместно с М.Теодорович)»
Доклад
Крошилин Сергей Викторович
к.т.н., доцент, проректор по информатизации и развитию образования Государственного социально-гуманитарного университета
Тема доклада: «Новые формы потребительского поведения и современные мошеннические схемы (совместно с Е.Медведевой)»
Доклад
Медведева Елена Ильинична
д.э.н., доцент, зав. кафедрой менеджмента и экономики Государственного социально-гуманитарного университета
Тема доклада: «Новые формы потребительского поведения и современные мошеннические схемы (совместно с С.Крошилиным)»
Нарыкова Кристина Андреевна
Руководитель отдела Consumer Insights компании GfK RUS
Тема доклада: «Глобальные потребительские тренды в условиях пандемии»
Тюриков Александр Георгиевич
д.социол.н., профессор, руководитель Департамента социологии Финансовый университет при Правительстве РФ
Тема доклада: «Финансово грамотное поведение населения: миф или реальность?»
Доклад
д.э.н., профессор, профессор РАН, зав. лабораторией исследования поведенческой экономики Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН
Тема доклада: «Кредитное поведение населения: тенденции и риски»
Теодорович Михаил Леонидович
д.социол.н., к.т.н., доцент, зав.кафедрой социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования ННГУ имени Н.И. Лобачевского
Тема доклада: «Мониторинг удовлетворенности населения работой финансовых сервисов в Интернете (совместно с Н.Ивашиненко)»
Участники дискуссии
Захарова Елизавета Викторовна
НИУ ВШЭ
Тема доклада: «Уберизация заботы о детях»
Красниковский Владимир Ярославович
МГТУ имени Н.Э.Баумана
Тема доклада: «Практика смены стратегии потребительского поведения и механизм социальной стратификации»
Нарожная Диана Анатольевна
МГУ имени М.В.Ломоносова
Тема доклада: «Особенности потребления культурного продукта»
Тихонов Аркадий Анатольевич
Министерство науки и высшего образования РФ
Тема доклада: «Влияние потребительских приоритетов россиян на их финансовое поведение»
Ткаченко Евгений Васильевич
НИУ ВШЭ
Тема доклада: «Установки по отношению к питанию: сравнение российских миллениалов с предшествующими поколениями»
Модератор секции
Александрова Ольга Аркадьевна
доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ
Тюриков Александр Георгиевич
доктор социологических наук, профессор, руководитель Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ
Регламент
По 10 мин. на доклад, по 2 мин. на вопросы. Далее свободная дискуссия
Программные директора секции
Александрова Ольга Аркадьевна
доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ
Демидов Александр Михайлович
кандидат философских наук, профессор, директор Школы маркетинговых исследований НИУ «Высшая школа экономики»
Тюриков Александр Георгиевич
доктор социологических наук, профессор, руководитель Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ
Назад к программе
конференции