Назад к программе
конференции

Цифровая социология

09.10.2020 15.00-17.00
Стенограмма

О мероприятии

Сегодня общее количество пользователей глобальных социальных сетей оценивается в несколько миллиардов. «Facebook» ежемесячно формирует аудиторию в более чем 2 миллиарда пользователей. Видеохостинг «Youtube» демонстрирует схожие показатели. В «Instagram» посещаются более 1 миллиарда аккаунтов в месяц. Российские социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» имеют по 70 миллионов ежемесячных пользователей.

Перенос различных аспектов жизнедеятельности человека в виртуальное пространство (социальные сети и новые медиа) сформировал перед классическим социологическим знанием ряд вызовов, с которыми не приходилось прежде сталкиваться. Главным из них является оценка воздействия социальных процессов, протекающих в виртуальным пространстве, на окружающую нас реальность. Сегодня явления, зарождающиеся в социальных сетях, все с большей интенсивностью вторгаются в наш реальный, "физический" мир, формируется, так называемая, "реальная виртуальность".

Ответом на процессы виртуализации общественной жизни стало появление новой отрасли социологической науки - цифровой социологии. Зародившись в середине нулевых годов, она активно развивается: уточняется проблемное поле, конкретизируется ее предмет, расширяется методический инструментарий. Вместе с тем, проявляются и проблемы, "узкие места", требующие осмысления и их научного преодоления. Этим, а также многим другим, как теоретическим, так и практическим вопросам цифровой социологии посвящена эта секция, которая проводится совместно с Высшей школой современных социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова.

Вопросы для обсуждения

  • Цифровая социология - конъюнктурное словосочетание или перспективная отрасль социологического знания?
  • Как измерять социальные процессы в виртуальном пространстве?
  • Как соотносится реальная личность и её аккаунт в социальной сети?
  • Как определять степень воздействия общественных процессов, протекающих в виртуальном пространстве, на социальную реальность?

Спикеры

Ильин Николай Иванович
заместитель начальника УИС Спецсвязи ФСО РФ
Тема доклада: «Приветственное слово»
Гребенюк Александр Александрович
заместитель директора по научной работе ВШССН МГУ имени М.В. Ломоносова
Тема доклада: «Цифровая социология - новая отрасль социологической науки»
Ашманов Игорь Станиславович
Президент АО
Тема доклада: «Цикл взаимовлияния социальных процессов в виртуальном и реальном мирах»
Великих Александр Сергеевич
Научный консультант
Тема доклада: «Компаративный анализ классических и онлайн опросов»
Скворцов Николай Алексеевич
Скворцов Николай Алексеевич, Институт проблем информатики ФИЦ "Информатика и управление" РАН, научный сотрудник
Тема доклада: «О подходах к обнаружению поддельных новостей»
Крылов Вадим
Бизнес аналитик направления Цифровая модель региона, ПАО
Тема доклада: «Данные мобильных операторов как источник актуальной информации о населении, его поведении и интересах»
Караева Инна Александровна
Исполнительный директор, Исследовательский холдинг
Тема доклада: «Калибровка Big Data в социальных исследованиях»

Модератор секции

Гребенюк Александр Александрович
заместитель директора по научной работе ВШССН МГУ имени М.В. Ломоносова

Регламент

  1. Секция проводится в дистанционном режиме.
  2. Выступление докладчика - от 15 до 30 минут.
  3. После выступления всех заявленных спикеров участники секции могут задать интересующие их вопросы, а также выступить в рамках дискуссии (5-7 минут).

Программные директора секции

Ильин Николай Иванович
Управление информационных систем Спецсвязи ФСО России, заместитель начальника
Назад к программе
конференции