Финансовое поведение Россиян

Финансовое поведение Россиян

Финансовое поведение россиян является важнейшим фактором, определяющим успешность реализации президентского курса на модернизацию страны и повышение конкурентоспособности.

С 2000 г. ВЦИОМ и аналитическая группа "ЦИРКОН" осуществляют мониторинг финансового поведения россиян. В 2004 г. ежегодный доклад посвящен одной из наиболее актуальных тем, связанных с экономической модернизацией и ростом конкурентоспособности - проблемам сберегательного (кредитного) и инвестиционного поведения населения страны.

К целям настоящего исследовательского проекта относится выявление оценок собственного материального положения россиян, их предпочтений в области потребления и сбережений, психологии индивидуальных инвесторов и степени доверия к финансовым институтам, в том числе системе кредитования, представляются необходимым элементом для нормального развития любого бизнеса в России, в то время как перечень поставленных перед ним задач полностью отражен в структуре отчета по результатам исследования, освещающего следующие стороны и аспекты проблемы:

  • социальный контекст финансового поведения россиян: социально-правовой, политический, экономический;
  • динамика объективных и субъективных макроиндикаторов;
  • социально-психологические факторы финансового поведения;
  • долговое поведение населения;
  • кредитное поведение населения;
  • территориальная дифференциация финансовой активности россиян.

В качестве основных исследовательских методик в рамках проекта используются массовые опросы на основе общероссийской выборки; также проводятся кабинетные исследования по базе данных, которая ведется с 1995 г.

Результаты исследования позволяют на настоящий момент сделать ряд дескриптивных выводов о финансовых стратегиях российских граждан. Доминирующая финансовая стратегия большинства россиян сегодня проходит по пути наименьшего сопротивления – «все что зарабатываю и получаю – трачу», сбережения делаются лишь в случае, если после трат на текущие нужды остаются для этого средства. При этом около 20% россиян расценивают кредитование как вполне адекватную для себя практику, отдавая при этом предпочтение кредитам «на доверие» (т.е. у друзей, знакомых, и т.д.), а не кредитованию в банках и торговых компаниях.