Состояние делового климата в России

Главной целью данного исследования было изучение мнений представителей бизнеса по основным проблемам делового сообщества, условиям предпринимательской деятельности в стране для определения делового климата в России, динамики его изменения.
Основными исследовательскими задачами было выявление мнений представителей бизнеса по следующим проблемам: основные проблемы бизнеса; место, роль бизнеса в обществе; уровень доверия общества к бизнесу; взаимоотношения бизнеса с государством; политические представления бизнеса.
Для решения поставленных исследовательских задач в сентябре-октябре 2007 г. был проведен массовый опрос российских предпринимателей - владельцев и топ-менеджеров частных компаний.
Выборка проведенного опроса репрезентирует предпринимательское сообщество по критерию отраслевой принадлежности - по трем макроотраслям (промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля) пропорционально их доле в экономике страны. Внутри каждой макроотрасли сформированы группы предприятий крупного, среднего и малого бизнеса в соответствии с заданными долями: 30%, 50% и 20% по критерию крупности (числу занятых):
- Крупные предприятия - с численностью занятых:
- в промышленности и строительстве - свыше 500 человек
- на транспорте и в связи - свыше 500 человек
- в оптовой торговле - свыше 300 человек
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - свыше 200 человек
- Средние предприятия - с численностью занятых:
- в промышленности и строительстве - 100-500 человек
- на транспорте и в связи - 100-500 человек
- в оптовой торговле - 50-300 человек
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30-200 человек
- Малые предприятия - с численностью занятых:
- в промышленности и строительстве - до 100 человек
- на транспорте и в связи - до 100 человек
- в оптовой торговле - до 50 человек
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек
Всего опрошено 1200 респондентов в 40 субъектах Федерации - по 30 респондентов в каждом субъекте.
Исследование проводилось методом личного формализованного интервью по месту работы респондента.
В соответствии с задачами исследования и для получения наиболее полной и объемной характеристики делового климата, в котором функционирует сегодня российский бизнес, использовалась развернутая система показателей, характеризующих различные стороны жизни российского бизнес-сообщества. В том числе анализировались:
- основные проблемы бизнеса в современной России, оценка предпринимателями успешности развития бизнеса, выявление основных препятствий для развития бизнеса в России и развития экономики России в целом, выхода ее в число наиболее развитых стран мира,
- общее состояние деловой среды как фактор развития бизнеса, в том числе с точки зрения организации бизнеса на уровне «нулевого цикла», территориальной мобильности бизнеса, его включения в рынки других регионов, сравнительные оценки состояния различных аспектов региональной деловой среды;
- взаимоотношения внутри бизнес-сообщества, включая оценку уровня добросовестности и характер отношений между бизнес-партнерами;
- взаимоотношения бизнеса и общества, в том числе
- отношение населения к предпринимателям; мотивы критических оценок,
- оценка уровня социальной ответственности бизнеса и отношение к ее основным параметрам (направлениям, формам, добровольности, публичности и т.д.);
- оценка отношения бизнеса и общества к частной собственности, ее защищенности законом;
- взаимоотношения бизнеса с государством, в том числе мнения предпринимателей
- о реализуемой в России государственной экономической политике и об отношении власти к бизнесу,
- о состоянии законодательной базы регулирования предпринимательской деятельности, соотношении в деловой практике норм закона и неформальных «правил игры», о способах и возможности защиты предпринимателями своих прав;
- о состоянии и основных проблемах администрирования деятельности бизнеса - лицензировании, контроле, надзоре, налогообложении;
- о состоянии инфраструктуры бизнеса и деятельности региональной и местной власти по ее совершенствованию;
- об уровне и причинах распространенности коррупции во взаимоотношениях бизнеса и власти, в том числе сравнительном уровне коррумпированности отдельных органов государственной власти; об эффективности и основных направлениях легальных форм взаимодействия с властью;
- идейно-политические представления бизнеса, в том числе оценка деятельности власти и общего вектора развития страны; интерес предпринимателей к политике, их ценностные и электоральные установки, ожидания от власти.
Для получения сопоставимых оценок по основным показателям, характеризующим различные стороны делового климата, в инструментарии опроса использовалась единая 7-балльная порядковая шкала. Порядок ее значений установлен от «1» (безусловно негативный ответ) до «7» (безусловно позитивный ответ). По каждому показателю рассчитывался интегральный показатель - средний балл.
Значение интегрального показателя ниже 4 баллов означает преобладание негативных оценок, выше 4 баллов - преобладание позитивных оценок. Срединному значению соответствует позиция в 4 балла, что может свидетельствовать о доминировании средних оценок либо о примерно равном соотношении положительных и отрицательных мнений.
Помимо результатов опроса предпринимателей, в отчете использованы данные общероссийских исследований ВЦИОМ, отражающих отношение населения к некоторым вопросам, связанным с деятельностью бизнеса. Опросы были проведены в июле и ноябре 2007 г. по общероссийской выборке в 46 регионах в 153 поселениях РФ. Выборка репрезентирует население страны по полу, возрасту, образованию и типам поселений.
Содержание отчета
- Основные проблемы бизнеса в современной россии
- Состояние деловой среды как фактор развития бизнеса
- Взаимоотношения в бизнес-сообществе
- Взаимоотношения бизнеса и общества
- Уровень доверия общества к бизнесу
- Социальная ответственность бизнеса
- Отношение бизнеса и общества к частной собственности
- Взаимоотношения бизнеса с государством
- Оценка экономической государственной политики
- Проблемы законодательного регулирования бизнеса и защиты прав
- Проблемы администрирования и инфраструктуры бизнеса
- Взаимодействие с властью - от коррупции к лоббизму
- Бизнес и политическая среда
- Оценка деятельности власти и общего вектора развития страны
- Интерес к политике, ценностные и электоральные установки представителей бизнеса
- Приложение - распределение ответов на вопросы анкеты респондентов, представляющих различные группы предпринимателей