ВЦИОМ Спутник

Ежедневный всероссийский опрос «СПУТНИК»

Инструмент для оперативного измерения общественного мнения по любому вопросу.

Первый телефонный опрос омнибусного типа в России

«ВЦИОМ-СПУТНИК» — это первый ежедневный всероссийский телефонный опрос омнибусного типа. Каждый день мы опрашиваем 1600 респондентов не менее чем в 80 регионах РФ и получаем надежные данные. Анкета каждого опроса включает в себя разные темы от политики и экономики до маркетинга, в том числе инициативные вопросы компании и вопросы от заказчиков.

Каждый клиент может включить свои вопросы в Спутник! Спутник подходит любой организации, которая хочет оперативно получить данные всероссийского масштаба для решения управленческих задач.

Преимущества «СПУТНИКа»

Омнибус

Любая проблематика

«ВЦИОМ-СПУТНИК» — универсальный инструмент, который подходит для решения широкого круга задач заказчиков, он показал свою надежность при исследовании социальной и политической проблематики, в изучении экономических процессов и в проведении маркетинговых исследований по самому широкому спектру тем от потребления рыбы и йогуртов до страховых услуг и ритейла.

ежедневый опрос

Быстро и качественно

«ВЦИОМ-СПУТНИК» запускается КАЖДЫЙ ДЕНЬ. С момента начала поля до выдачи данных проходит всего несколько дней в зависимости от необходимого объема выборки. Наши объемы работ и длительный опыт позволили нам простроить такую технологическую цепочку, которая за минимальный срок обеспечивает соблюдение всех этапов опроса (пилотаж и доработка анкеты, инструктаж, постоянный контроль качества).

всероссийский опрос

Возможность проследить динамику изменения показателей

«ВЦИОМ-СПУТНИК» гарантирует точное воспроизводство технологии опроса, у Вас не будет необъяснимых скачков данных и вопросов к их качеству.

общероссийский омнибус

Доступно по бюджету

Для организации отдельного опроса часто необходимо потратить внушительный бюджет. Когда он ограничен, можно включить вопросы в анкету «СПУТНИКа», и мы обеспечим качественный сбор данных. В цену включен полный цикл исследования: мы поможем доработать анкету, возьмем на себя сбор и контроль качества данных, проведем их базовую обработку. На выходе вы получите массив данных и готовые таблицы распределений ответов.

социологический опрос в России

Репрезентативные данные

Мы опрашиваем в 80 регионах РФ, построение вероятностной выборки позволяет «распространить» полученные данные на всё население страны и оценить размер статистической погрешности.

Нужна консультация эксперта по использованию инструмента?

Ежедневный всероссийский опрос «Спутник»

Какие конкретные задачи может решать «СПУТНИК»?

Ежедневный всероссийский телефонный опрос ВЦИОМ позволяет оперативно измерить общественное мнение по любому вопросу для достижения целей заказчика. Вот некоторые из них:

  • Реализация коммуникативной стратегии по формированию позитивного имиджа и политики открытости организации
  • Получение социологического подтверждения эффективности реализации планов/программ организации
  • Реализация комплекса публичных активностей для привлечения внимания к деятельности компании
  • Проведение исследования в целях иллюстрации заинтересованности в решении социальных проблем
  • Привлечение внимания к товарам или услугам, стимулирование потребительского поведения
  • Нивелирование негативного восприятия и конфликтных настроений в информационной среде

Статистика опрашиваемых респондентов

1600 респондентов за один день.
11200 респондентов за одну неделю.
48000 респондентов за месяц.
550000 респондентов за год.

Дополнительные возможности

Информационная поддержка ВЦИОМ по продвижению результатов исследования

ВЦИОМ занимает первое место по цитируемости в СМИ среди исследовательских компаний — в 2020 году было более 98 000 тысяч публикаций с упоминанием исследований ВЦИОМ, и каждый год это число растет. Мы предлагаем своим клиентам информационную поддержку по продвижению итогов совместных исследовательских проектов. Подробнее в описании экспертного решения ВЦИОМ "Публичное исследование".

Опции:

1 —

Публикация результатов исследований на ресурсах ВЦИОМ: сайт wciom.ru официально является СМИ.


2 —

Рассылка материалов по пулу СМИ: более 900 региональных и федеральных СМИ в нашей базе рассылки.


3 —

Участие представителя компании в публичных мероприятиях заказчика.


4 —

Организация и проведение собственных экспертных мероприятий /пресс-конференций/ круглых столов с представителями экспертного сообщества, лидерамиов мнений, журналистами, органами власти, представителями бизнеса и другими значимыми персонами. Участие экпертов ВЦИОМ в мероприятиях клиента.

МЕТОДОЛОГИЯ «ВЦИОМ-Спутник»

Как мы выбираем номера телефонов

Для построения выборки мы берем все диапазоны мобильных телефонных номеров с сайта Минцифры. В эти диапазоны попадают АБСОЛЮТНО ВСЕ телефонные номера, которые уже используются операторами или которые могут быть введены по действующим правилам.

Для опроса мы случайно (датчиком случайных чисел) отбираем из этой базы 40-45 тысяч номеров в зависимости от сезона (летом и в новогодние каникулы больше, а осенью и весной меньше) — это наша основа выборки. Телефонные номера для прозвона выбираются из нее также датчиком случайных чисел.

Почему именно такой объем основы выборки? Он рассчитан нами по результатам длительных экспериментов таким образом, чтобы обеспечить возможность попадания в выборку в том числе тех респондентов, которым не дозвонились с первого раза. При большой основе выборки велика вероятность, что мы наберем нужное число респондентов, прозвонив все номера только по одному разу. При слишком маленькой основе выборки возникает обратный риск — мы можем многократно прозвонить все номера и не набрать нужное число респондентов. Во «ВЦИОМ-СПУТНИК» по каждому телефонному номеру мы делаем не менее пяти попыток дозвониться до нужного нам респондента (если номер не отвечает, если звонок «сорвался», если респонденту в это время неудобно говорить).

При формировании основы выборки мы сохраняем пропорцию номеров по федеральным округам.

Какие регионы и населенные пункты попадают в выборку?

Как показано в предыдущем разделе, телефонные номера для дозвона выбираются случайно из всего массива телефонных номеров России.

Поэтому у нас нет и не может быть фиксированного списка точек опроса (конкретных населенных пунктов) заранее, мы можем его получить только по завершении опроса.

Однако часть точек опроса попадает практически в каждый опрос — например, крупные города. Это связано с тем, что там большая численность населения, это повышает вероятность попадания жителей в выборку.

В каждом опросе представлены все федеральные округа, не менее 80 регионов. Доля сельских жителей среди опрошенных составляет 18-20%.

В связи с тем, что в России 11 часовых зон, выборку необходимо стратифицировать с учетом разницы во времени. Выборка разделена на 5 страт (Центр, Урал, Сибирь, Восток, Столицы), в рамках которых можно организовать общее время дозвона.

Как мы выбираем респондентов?

Для высокой репрезентативности данных нам необходимо обеспечить всем респондентам равные шансы попадания в выборку. Для этого мы соблюдаем несколько условий:

Мы делаем не менее 5 попыток дозвониться до каждого респондента. Если телефон у респондента занят, система автоматически перезванивает ему через 30 минут. Если номер не отвечает, мы перезваниваем ему каждые 2 часа. Если респонденту неудобно сейчас отвечать, мы перезвоним в назначенное им время в другой день. Если респондент отказался отвечать в момент первого контакта, мы перезвоним ему на следующий день.

У нас единое местное время звонков — в каждой часовой зоне обзвон идет с 16 до 21 часа.

Мы звоним на мобильный номер и опрашиваем того, кто взял трубку.

Если отобранному респонденту неудобно разговаривать, мы перезваниваем ему в удобное время. Интервьюерам запрещено соглашаться на интервью с другим человеком.

Мы проводим конвертацию отказов — если респондент отказался от участия в опросе, на следующий день мы ему перезваниваем и повторно просим принять участие в опросе. Около 10% соглашаются.

Репрезентативность данных и статистическая погрешность

Репрезентативность данных обеспечивается равной вероятностью попадания в нашу выборку всех россиян старше 18 лет вне зависимости от места их проживания.

В теории из нашей выборки исключены только те россияне, у которых нет мобильного телефона. По данным исследований, их менее 2%.

Закон больших чисел в теории вероятностей утверждает, что эмпирическое среднее (среднее арифметическое) достаточно большой конечной выборки из фиксированного распределения близко к теоретическому среднему (математическому ожиданию) этого распределения.

Используемая нами в опросе выборка достаточно велика, чтобы закон больших чисел начал действовать и распределения различных признаков (например, доля мужчин) в опросе и среди совершеннолетнего населения России совпадали. Наши данные получаются близкими к данным Росстата — это обеспечено технологией случайного отбора.

Мы снижаем систематическую ошибку повторными звонками и конвертацией отказов (см. предыдущий раздел).

Для данной случайной (вероятностной) выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает следующих величин:

  • Для данных, собранных в течение одного дня (1600 респондентов), — 2,5%
  • Для данных, собранных в течение 2 дней (3200 респондентов), — 1,8%
  • Для данных, собранных в течение недели (11 200 респондентов), — 1,0%

Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Взвешивание

Соблюдение технологии случайного отбора теоретически дает распределение основных признаков, близкое к их распределению в генеральной совокупности.

Однако для измерения ряда социально-политических или экономических показателей важно убедиться не только в том, что распределения отдельных показателей являются достаточно точными, но и в том, что соблюден комплексный баланс основных социально-демографических переменных. Поэтому при расчете социально-политических индикаторов мы используем взвешивание по социально-демографическим показателям. Социальные группы, оказавшиеся в массиве ответов респондентов слишком малочисленными, получают таким образом строго рассчитанный бонус к «весу» своей точки зрения.

Переменные, на которые мы взвешиваем:

  • Тип населенного пункта. Массив поделен на 5 типов населенных пунктов, отражающих генеральную совокупность: (1) Город с численностью жителей миллион и более человек, (2) Город с численностью от 500 тысяч до 1 млн человек, (3) Город с численностью от 100 тысяч до 500 тысяч человек, (4) Город с численностью менее 100 тысяч человек и поселки городского типа, (5) Село.
  • Пол. Массив отражает половую структуру генеральной совокупности: мужской пол, женский пол.
  • Возраст. Массив поделен на четыре возрастные группы, отражающие генеральную совокупность: 18-24 года, 25-39 лет, 40-54 года, 55 лет и старше.
  • Уровень образования. Массив поделен на две группы согласно уровню образования и отражает генеральную совокупность: есть высшее образование и нет высшего образования. Данные об уровне образования получены на основе слитого массива ежедневных опросов по случайной выборке с июня по декабрь 2017 года (общий объем — 108 тыс. респондентов).

Показатели достижимости телефонного опроса

Для «ВЦИОМ-СПУТНИК» мы рассчитываем показатели достижимости по технологии AAPOR (Standard definitions, revised 2016).

Основные показатели достижимости:

  • Коэффициент кооперации — доля респондентов, которые согласились дать нам интервью, из числа тех, до кого нам удалось дозвониться. Этот показатель (COOP1) в среднем для «ВЦИОМ-СПУТНИК» составляет 0,2 (при максимальном значении 1).
  • Response rate — доля результативных интервью в общем числе попыток провести интервью. Этот показатель (RR5) для «ВЦИОМ-СПУТНИК» в среднем близок к значению 0,04 (при максимальном значении 1).

Было бы неверно предполагать, что повышение response rate напрямую ведет к улучшению качества данных. Например, мы могли бы повысить response rate, используя не случайный отбор номеров, а готовую базу телефонных номеров. Но за повышение достижимости мы бы заплатили качеством выборки — случайным отбором и покрытием территории (никто не знает, какая часть номеров не попала в эту базу).

В настоящее время не было найдено каких-либо значимых свидетельств того, что исследования с разным уровнем достижимости дают разные результаты. Смещение выборки возникает в том случае, если опрошенные отличаются по каким-либо параметрам от тех, кого опросить не удалось — технология случайной выборки минимизирует эту вероятность.

Однако теоретически высокий процент неответов (по сравнению со средним показателем недостижимости для данного исследования) может показывать низкое качество опроса в целом и наличие серьезных смещений в результатах опроса. Смещение выборки возникает в том случае, если опрошенные отличаются по каким-либо параметрам от тех, кого опросить не удалось. Поэтому фиксация и анализ недостижимости — стандартная норма проведения наших опросов, направленная на минимизацию риска ошибки неответов.

Контроль качества данных

Данные — наш основной продукт, и мы уделяем огромное внимание их качеству. Мы реализуем многоуровневый контроль, который начинается на этапе подготовки к опросу, продолжается в ходе всего опроса, а на завершающем этапе включает в себя разные методы проверки качества собранных данных.

Как мы обеспечиваем качество данных:

  • Для каждой анкеты составляется инструкция по проведению исследования и каждый интервьюер проходит инструктаж, на котором разбираются все сложные вопросы.
  • Опрос проходит под контролем специально подготовленных супервайзеров, которые следят за соблюдением инструкций и при необходимости консультируют интервьюеров.
  • Электронное программирование анкеты защищает от ошибок ввода: интервьюер не может ввести в текстовое поле цифры или отметить несколько вариантов там, где предусмотрен только один.
  • 100% интервью записываются. Далее проводится прослушивание 20% случайно отобранных интервью. Если у интервьюера обнаружены нарушения хотя бы в одной отобранной анкете, прослушиваются все его анкеты.
  • По собранному массиву проводится логический контроль данных. Выявляются и отправляются на прослушивание все анкеты, по которым зафиксировано слишком короткое время интервью. Выявляются интервьюеры, анкеты которых показывают распределение данных, существенно отличное от среднего — такие анкеты также отправляются на прослушивание. Все отбракованные анкеты удаляются из массива, по ним проводится доопрос.

Отправить запрос на услуги ВЦИОМ

Наш эксперт свяжется с Вами, проконсультирует и предложит оптимальное решение.

Либо звоните нам: +7 (495) 982–50–75
или пишите на: ok@wciom.com