Рецензии экспертов ВЦИОМ

06.05.2020
Мы хотим свободы! Восстание арабской молодежи
Рецензент: Фёдоров В.В.
Книга/Статья: Юлия Герлах: Мы хотим свободы! Восстание арабской молодежи

Небольшая книжка немецкой журналистки, посвященной событиям «Арабской весны» 2011 года, оставляет больше вопросов, чем дает ответов. И тем не менее она интересна тем, что подтверждает на актуальном материале известную истину: революции делают одни, а плодами их пользуются другие. «Арабская весна», начинавшаяся как восстание молодежи, привела в одних странах к власти исламистов, в других — военных, а третьи погрузила в непрекращающуюся гражданскую войну. Что произошло и почему так вышло? Герлах предлагает вспомнить ключевые события революции в Египте. Стартовавшая под влиянием «демонстрационного эффекта» от смены власти в Тунисе, она запомнилась следующими основными моментами: события на площади Тахрир; местные «титушки» на службе у полиции и сил безопасности; вооруженные отряды горожан; активное участие Запада; важная роль армии; межконфессиональные (мусульманско-христианские) взаимоотношения; использование интернета и мобильной связи как системы координации действий восставших.

Как же дело дошло до революции? Герлах разбирает четыре основные версии. Версия 1: это была социальная революция молодежи! Точнее, молодежи среднего класса. Они образованны, но без хорошей работы. Они не голодны, но им все надоело, и прежде всего — отсутствие перспектив, включая перспективы завести семью, купить дом и проч. Версия 2: это была Фейсбук-революция! Фейсбук в регионе так распространен, поскольку официальным СМИ нельзя доверять из-за жесткой цензуры. А Фейсбук нейтрален, бесплатен, демократичен. Версия 3: это была классическая политическая революция — экономический кризис, кризис передачи власти, планомерное и постепенное развертывание протестного движения. И, наконец, версия 4: внешнее воздействие. Американские НКО. «Фридом хаус». Сербский «Отпор!». Активисты из Туниса. Роль «Аль-Джазиры». Все версии имеют право на существование, но объяснить феномен египетской революции они могут только в комплексе, а не по одиночке.

Кто стал героем этой революции? Не исламист, а «прикольный студент» — утверждает автор. Почему? Потому что исламисты не представляли единой силы в Египте. Она разбирает эволюцию исламского движения в предреволюционные годы, указывая на его разобщенность и раскоординацию. Герлах выделяет четыре исламских движения, плохо взаимодействовавших или даже прямо боровшихся друг с другом, а в результате — проспавших революцию. Во-первых, это «Братья-мусульмане» — не только политическое, но и социальное движение с долгой историей, со своей внутренней борьбой поколений. Участвуя малоудачно в выборах еще при старом режиме, они в результате оказались не в авангарде, а в хвосте египетской революции. Вторая сила — джихадисты. Анвар Садат. Афганистан. Бин Ладен и Аль-Каида. Репрессии. 11 сентября. Ирак. Аль-Завахири. Провокации режима под видом терактов. Третья сила — так называемый «поп-ислам», или «движение новых проповедников». Предприниматели. Шоу-бизнес. Телевидение. Эмиграция на Западе. Наконец, салафиты. Связь с Саудовской Аравией и Катаром. Связь с режимом (салафиты как альтернатива «Братьям-мусульманам»). Эмигранты в странах Залива.

ВЦИОМ - УЧАСТНИК

В своей деятельности ВЦИОМ следует принципам научной объективности и строгости, руководствуясь Кодексом ESOMAR

ВЦИОМ успешно прошел сертификационный аудит соответствия системы управления исследовательским процессом международным требованиям стандарта ISO 20252:2012